«Кошмар», «ад», «ужас» - так характеризовали 4-й этап «Шелкового пути-2011» 2-кратный и 9-кратный победители «Дакара» Фирдаус Кабиров и Стефан Петрансель, и им вторили остальные!На преодоление 400-километровой петли в окрестностях Астрахани, проложенной практически целиком по пескам,
победитель дня Стефан Петрансель затратил почти 6 часов! После финиша среди прочего он сказал: «Я не припоминаю, были ли на нынешнем «Дакаре» этапы, на преодоление которых я тратил бы 6 часов»… Огромное количество настоящего бездорожья, как по пескам, так и по степям и огромным «стиральным доскам» из верблюжьей колючки буквально вытрясли всю жизнь из участников, особенно легковых внедорожников.
Ко всему добавилась настоящая африканская жара, которая превратила автомобили в подобие микроволновок на колесах и сделав песок еще более рыхлым. Все это сильно напомнило участникам об уже почти забытых ими настоящих африканских «Дакарах»... Поэтому уверенная победа Петранселя совсем не удивительна, но для начала вернемся к судьбе двух украинских экипажей, которых больше нет в гонке.
Не ожесточенно, а ужесточено!
Сразу два украинских экипажа выбыли из борьбы на протяжении двух
предыдущих дней! Как же так?! В ралли-рейдах чаще всего пески решают
исход гонки, однако бывают и другие обстоятельства, зачастую граничащие
со скандалами! Как выяснилось еще в понедельник многие экипажи, включая
двух украинских, были ошарашены тем, что их сняли с «Шелкового
пути-2011»!
Эта гонка является частью так называемой «Дакар
сериес», которая в последние два года собственно и состоит исключительно
из самого «Дакара» и «Шелкового пути». Поэтому «путь» проводится по
«дакаровским» правилам, где, как и во всех ралли-рейдах, участникам
необходимо «собирать» точки по приборам GPS, что и является контролем
прохождение маршрута.
Существуют правила, когда при пропуске определенного их количества
экипаж снимается с гонки. Однако раньше на «Шелковом пути» организаторы
довольно снисходительно относились к участникам, как это зачастую бывает
на других ралли-рейдах, вроде «Вызова пустыни» в Абу-Даби, начисляя по
штрафному часу (или другое время, а возможно и несколько часов) за
каждую пропущенную точку, но, не снимая участника с гонки. Например,
Вадим Нестерчук в прошлом году закончил «Шелковый путь» со 170 штрафными
часами!
В этот раз в понедельник под вечер, когда участников
встретили первые дюны, и некоторые застряли в них и сидели далеко за
полночь, бывалые экипажи намеренно срезали маршрут. Другие, как,
например два украинских в лице Владислава Кущинского, которому второй
день подряд докучала турбина, и Богдана Новицкого, сделали это из-за
технических поломок. Все они рассчитывали, что, получив штраф, останутся
в гонке. Но вечером в понедельник, как гром среди ясного неба грянуло
решение, о снятии около 10 экипажей с гонки!
Даже на «Дакарах» в
прошлом, при массовом застревании в песках, организаторы шли на
поблажку, и оставляли экипажи в гонке. В этот же раз за второй и третий
день из-за снятия с гонки и технических проблем из нее выбыло 35
экипажей – более трети от стартовавших! Бытует мнение, что организаторам
просто оказался слишком хлопотен такой растянутый пелетон…
При этом существует один нюанс – на «Дакаре» количество пропущенных
точек строго оговорено Регламентом (обычно для профессионалов это 4
подряд или 8 в сумме за день, после чего участник снимается с гонки),
тогда как в «Шелковом пути» это тактично оставляется на рассмотрение
комиссаров, которые в этот раз неожиданно решили «закрутить гайки»
участникам! Но это не все.
Третий день гонки представлял из себя
заключительный для проводившегося параллельно этапа Чемпионата России по
ралли-рейдам, зачет которого с двумя подряд победами возглавляет Богдан
Новицкий. Ввиду этого, ему, равно как и нескольким другим участникам
российского первенства (Кущинский не участвует в нем), разрешили
стартовать, временно «довесив» по 16 часов штрафа. Именно поэтому
Новицкий не числился в «стартовке», но появился в списке физически
стартовавших во вторник.
Все бы ничего, но в том случае, когда в
первый день Стефан Петрансель финишировал 68-м, на старте следующего
этапа из соображений безопасности его как быстрого участника передвинули
в топ-10.
С быстрыми экипажами подобное практикуется всегда, так как любой
обгон более медленного экипажа, а тем более грузовика, сопряжен с
большим риском. В случае с украинцем, несмотря на наличие у него
приоритета ФИА, этого сделано не было и он стартовал в районе 90-го
места в смешанном зачете внедорожники-грузовики! Такое решение является
вопиющим нарушением «техники безопасности» и добром такой старт
кончиться просто не мог.
К первой контрольной точке дня, несмотря на
огромное количество обгонов (более 30 участников), украинец показывал
четвертое время в абсолюте, уступая 11 минут вновь лидирующему Стефану
Петранселю, что красноречиво говорило о его классе…
Однако вскоре, при попытке обгона боевой технички (по какому то дикому стечению обстоятельств – другой украинской команды) украинский экипаж попадает в аварию и окончательно сходит с оторванным колесом!... За сим участие как в «Шелковом пути», так и в этапе Чемпионата России закончились с нулевым результатом для пилота, который по скорости конкурировал с дизельными прототипами… Благо, что никто не пострадал… Теперь вернемся в среду, где другой украинец подхватил эстафету первенства…
Украинец в шаге от подиума!
День выдался действительно небывало сложным, о чем организаторы предупреждали участников заранее. Вопрос был не только в сложности песков (в реалии арчыдинские дюны под Волгоградом в понедельник были сложнее преодолевать). Вопрос, как и накануне, был в усложненной навигации: «точек привязки» было крайне мало, и экипажи шли только по курсу, тогда как организаторы раскидали множество точек по пустыне, что зачастую пилоты двигались настоящими зигзагами! После финиша многие жаловались как на тряску, так и на то, что порулить пришлось неимоверно много! Не удивительно, что в этих условиях выиграл именно 9-кратный победитель «Дакара», удивительно что он жаловался на сложность маршрута…
Как победитель накануне, дорогу открывал Кжиштоф Холовчич, но он несколько раз ненадолго застревал в песках и его довольно быстро нагнал Петрансель, после этого поляк весь день просто использовал лидера команды как поводыря, - одновременно откровенно восхищаясь, пользуясь и учась… Однако в конце Холовчич еще раз застрял и закончил день с 2-м временем, но в 9 минутах от Петранселя, к тому же чуть было не уступив это место Александру Желудову.
Россиянин продолжает удивлять, так как на первой контрольной точке
после 133 километров пути именно он был быстрейшим, опережая на 2 минуты
самого Петранселя и на 5 Холовчича. Очевидно, что сказывалась более
низкая стартовая позиция Желудова, где он шел по следам, но и к второй
точке, расположенной на 331-м километре Александр шел с вторым
результатом, всего на пару минут медленнее Петранселя!
В итоге он
уступил времени Холовчича всего 20 секунд! С этим финишем именно Желудов
победил в 3-м этапе Чемпионата России по ралли-рейдам, однако по
предварительным подсчетам, даже с учетом коэффициента 1,3 на этом этапе
лидером в общем зачете по-прежнему должен оставаться Богдан Новицкий…
Для
других 13-е число оказалось не столь удачным. Так боровшийся с
Желудовым накануне и вышедший на великолепное второе место в абсолюте
Александр Мироненко в самом начале на дюнах кладет на бок свой BMW X3CC.
Авария произошла на маленькой скорости, но последующий ремонт отобрал
более двух часов и Мироненко скатился разом с 2-й на 5-ю позицию, уже
уступая Холовчичу более 3,5 часов.
Еще печальней дела обстояли у занимавшего пятое место Кристиана Лавилля. На его новом багги Nissan после первой контрольно точки «полетела» ступица левого переднего колеса. (Примечательно, что произошло это не на камнях, а в мягких песках).
Француз долго ремонтировался, после чего на «честном слове»
срезал и проехал мимо второй контрольной точки, за что и был
дисквалифицирован. Теперь Кристиан поедет «нулем» в качестве тестов, для
чего он и приехал на гонку.
Эти проблемы двоих пилотов из топ-10
изрядно перетасовали верхушку пелетона, где лидер остался неизменен –
Холовчич. За всего три дня с 68-го на второе место поднялся Петрансель,
но он по-прежнему уступает два часа поляку. Желудов остается третьим
всего в трех минутах от француза.
А на 4-е место поднялся украинский пилот – Валим Нестерчук. Он вновь также ровно провел день: на первой точке Вадим показывал 9-е время в 17 минутах от лучшего, а на второй уже 7-е, правда, в часе от времени Петранселя. Песчаный этап Нестерчук закончил с все тем же 7-м результатом, пройдя его на один час и 7 минут медленнее 9-краного победителя «Дакара». Воистину, этот украинец любит пески…
От третьего места Желудова Нестерчука отделяет более часа, тогда как всего в 24 минутах позади находится Мироненко, так что Вадиму придется не так просто… Да и Стефан Хенрард, показавший 5-е время в 55 минутах от лучшего, на своей багги VW близок – он идет 6-м, в 45 минутах от Нестерчука.
Не менее опасен и еще один россиянин, который прогрессирует с каждым днем – речь идет о Романе Брискиндове, которому ассистирует бывший штурман Нестерчука – Константин Мещеряков. После 8-го, 11-го и 10-го времен, в среду они показали 4-е время в абсолюте, уступив на своем Nissan-е 54 минуты Петранселю и уже поднялись на 7-е место, находясь в часе от Нестерчука.
Что до других украинцев, то пока нет точной информации, так как он-лайн гонки постоянно «лихорадит». Михаил Лисяк числится среди финишировавших, причем вновь на хорошем, особенно как для новичка, к тому же впервые выступающего в песках, 42-м месте, менее чем в 5 часах от Петранселя. (Иными совами на преодоление 400 км у него ушло почти 11 часов!), но почему-то в генеральной классификации он так и не появился. Нет ни в ней, не в финишной и Владимира Коробского. Скорее всего он также покинул гонку, так как уже на первой контрольно точке уступал лучшему времени 7 часов!... Нужно сказать, что с учетом всех механических сходов и пенализаций, среди внедорожников к середине гонки уже оставалось чуть более половины участников, что уже само по себе красноречиво….
Играем безопасно, но не слишком ли?!
«Камазовцы» в этот день решили тактично не рисковать по разным причинам. Фирдаус Кабиров и Андрей Каргинов лидируют, тогда как другим нужен опыт. Так победившему накануне Айрату Мардееву, который открывал день в зачете грузовиков и стартовал 4-м (!) в смешанном зачете с легковыми внедорожниками, даже был отдан приказ, не форсировать события!
Именно эта тактика позволила в этот день полностью реабилитироваться за вчерашнюю ошибку в навигации Алешу Лопрайсу.
Чех стал первым «не камазом», выигравшем на «Шелковом пути-2011». При
этом он разом отыграл у Кабирова, который закончил день с вторым
временем, почти 15 минут! С учетом небольшой поломки у Ханса Стейси,
который закончил день с 7-м временем в 40 минутах от чеха, Лопрайс смог
опередить его и занять третье место. Причем от Кабирова его отделяет не
так много – всего 47 минут.
А до Каргинова, который закончил день третьим в 3 минутах от
Кабироова и вовсе мизер – всего две минуты! Лучше всего об этом дне
расскажут сами «камазовцы».
Айрат Мардеев: «Когда старотовали, то
чуть-чуть заблудились, потом в зеркала увидел Фирдауса Кабирова,
пропустил вперед и ехал за ним, так и ехали вместе… В песках они
чуть-чуть ошиблись, мы обогнали, затем снова поменялись… Потом Лопрайс
накатил… А тут очередное блуждание, я встал впереди, а за мной —
Лопрайс, Кабиров… Сегодня нарулились и очень устали физически…» Штурман
Айрата - Айдар Беляев: «В одном месте ошибочно ленточка в целях
безопасности была натянута, да еще стоящие люди машут руками, туда, мол,
мы повернули как законопослушные люди, а надо было ехать по легенде.
Много путанных мест было, поэтому лучше было тем, кто ехал сзади. Мы
много таких мест искали, а когда возвращались, встретили Лопрайса и не
его одного, многих. След набили, в легенде не все корректно было. Начали
искать, вернулись обратно и пошли по курсу бездорожьем… По-разному
было… Завтрашний день обещает быть еще длиннее (689 километров, не
сичтая лиазона), легенда толстенная такая…»
Фирдаус Кабиров: «Сегодня столько рулежки было, сколько не было за
все предыдущие три дня. Нет смысла ехать быстро, если все равно
заблудишься. В основном средняя скорость была 50-60 км/ч, самая высокая —
110. Проблема идущих впереди в навигации. Те, кто сзади, едут по
накатанным следам. Если бы Лопрайс пошел первым, мы бы его однозначно
обогнали, я Айрата обгонял раза два. Он — молодец, тоже быстро ехал. Купить в Харькове запчасти моторной группы, детали двигателя поршни, кольца, вкладыши, клапана, распредвал, коленвал, Набор ГРМ
Песчаные бугры, дюны — большая знакопеременная нагрузка на трансмиссию
при езде на такой местности, последствия скажутся завтра-послезавтра.
Хотя по преодолению пески несложные и невысокие, разве что
беспорядочные, с острыми провалами. Этап получился долгим и медленным,
растянутым, ехали на два часа дольше, чем вчера, хотя этап на 60 км
короче. Где-то в трех местах немножко сбились. Этим и воспользовалась
«Татра».
Ралли-марафон просто так, гоночным наскоком, не возьмешь, это не
трековые гонки, где нужно иметь смелость и чувство автомобиля, чтобы
нестись на полную мощь. В ралли-марафоне результат зависит не только от
пилота. Но и, конечно, от надежной технической подготовки. И все же
половина успеха, а то и больше, зависит от штурмана (особенно, два
последних дня). Начинаешь с хорошим настроением ехать, быстро, а тут раз
и заблудился, пока ищешь дорогу – тебя уже нагнали. Ну ладно, едешь
дальше, причем быстро, но если собьешься снова, опять придется
вернуться, и тут снова нагоняют… Если бы не это, то можно было бы очень
хорошо идти, с запасом времени. Каждая навигационная ошибка — 3-4
минуты, как минимум».
Не менее красноречив был и Ильгизар Мардеев:
«Очень жарко, песок, весь день песчаные дороги, дюны хотя и не сложные,
но петлять приходится вправо-влево, собирая точки. Было пару сложных
мест с точки зрения навигации. Кто справился хорошо, тот не потерял
время... Похоже, люди устают, жара изнуряет, поэтому темп падает. Без
вентилятора не продохнуть… Завтра этап длиннее, соответственно —
сложнее, утомительнее. Очень легко идет первая сотня, а потом
изнуряющее… »
Перестраховываясь и идя за Кабировым, Айрат Мардеев закончил день с 4-м временем, почти в 19 минутах от Лопрайса.
Его отец показал 6-е время, почти в получасе от первого. Эти
результаты подняли еще выше обоих Мардеевых: Айрат с 8-го места поднялся
на 6-е, а Ильгизар с 14-го на 10-е. Впереди еще 4 дня и в прицеле у
обоих находятся по несколько соперников.
Нужно отметить
занимающего 5-ю строчку Питера Верслуиса. Голландец на MAN становится
открытием этой гонкию Он лидировал на первой контрольно точке, опережая
на 4 минуты Лопрайса. Ко второй точке он опустился на 4-ю строчку в 20
минутах от Лопрайса и закончил день с еще одним великолепным 5-м
временем в 23 минутах от лучшего и занимает 5-ю строчку в общем зачете, в
ведь Верслуис почти новичок!
Именно он находится в прицеле Айрата Мардеева, который уступает новому «летучему голландцу» пол часа. Что же до первого голландца, то после поломки он опустился на 4-е место, где уде уступает поднявшемуся на третье Лопрайсу почти 40 минут.
Все хорошо, но Лопрайс известен своей способностью, как и Стейси, идти в ва-банк, а до финиша гонки еще 4 дня. Играть в тактически игры на подобных ралли-рейдах можно и даже нужно, но это не всегда получается и лидерство Кабирова менее чем в 50 минутах о Лопрайса может испариться в любой момент. Владимир Чагин никогда не перестраховывался, всегда идя только на пределе, но он больше не в руле – смогут ли «камазовцы» правильно рассчитать свои силы, покажет время… В четверг всех ждет настоящий марафонский этап с СУ протяженностью почти 700 километров! Уже он может серьезно изменить расстановку сил. Как знать, в любом случае в легковом зачете итог будет сенсационным: будь-то первая победа на высочайшем уровне для поляка Айрата Мардеева, или если Петрансель выиграет гонку поднявшись с 68-го места, да и кто знает, что ждет Желудова и Новицкого… Но наверняка сердца большинства болельщиков на постсоветском пространстве отданы им, камазовцам!...